Перед тем как начать рантить, хочу сказать, что у каждого зрителя может сложиться свое личное мнение об уроке, преподнесенном в фильме, или о личных качествах главного персонажа, потому что поднятая тема и персонаж очень деликатны и неоднозначны.
Но этот фильм? Сам по себе, и в сравнении с той лабудой что выставлена против него на номинацию? Хотя нет, давайте все-таки сам по себе, потому что сравнивать с другими номинациями даже как-то рука не поднимается.

Этот фильм потрясающий.



как дисклеймер, я буду отталкиваться только от фильма, потому что я не читала детальной биографии Хорикоши. Но поскольку мы обсуждаем фильм, давайте обсуждать фильм и то что этот фильм показывает и рассказывает, и что он пытается донести до мира.

Для начала, Джиро, главный персонаж, потому что он и является главной палкой преткновения - то что Миядзаки "воспел" в своем фильме "человека, который создал самолеты-убийцы". Что, конечно, безусловно сторона монеты - да, Джиро Хорикоши действительно создал самолеты которые послужили причиной гибели людей, и да, он давал себе отчет в том что выполнял заказы на самолеты-бомбандировщики. Однако, как в каждой войне, и как в каждой стране участвующей в войне, есть два типа людей: те кто живет войной, и те кто живут во время войны. Есть те кто стреляет по женщинам и детям, те кто рвутся в бой за идеологию типа чистоты нации, есть люди кто не видят ничего плохого в пытках и измываниях над людьми. Есть те кто ненавидит и жаждит действовать под руководством этой ненависти. А еще есть те кто не хочет ни убивать ни быть убитым, но все равно идет в бой с оружием в руках потому что был призван. С обеих сторон, какая бы идеология не была сверху ("завоевать!" "Защитить!"), всегда есть люди кто не хочет завоевывать, не хочет пытать, не хочет убивать, но все равно стреляет по абсолютно такому же испуганному человеку перед ним, просто потому что тот под другим флагом, а поэтому "враг". Потому что с каких пор на войну идут по желанию? С каких пор люди могут просто не участвовать в войне? Даже вне поля боя ты не можешь жить вне войны и не приносить свою долю в ужас проиходящего. Ведь свою руку к смертям и разрушениям прикладывают не только инженеры орудий, но и те кто эти орудия собирает и строит, те кто кормят солдат, одевают их. Те кто водят, пилотируют. Все работают на войну вне желаний и идеологий и все жнут потери, утраты и ужасы войны. От того что одна сторона выступает агрессором, значит ли это что 100% страны, каждый единый человек под этим флагом - кровожаждущий убийца, так и живущий желанием самолично перерезать глодку противнику? Ну ведь нет же.

Мог ли Джиро не делать самолеты? Мог. Судя по фильму, хотя он не раз упоминает свою бедную страну, Джиро строит самолеты не для того чтобы прокормить семью, не потому что к его виску приставляют пистолет. Но тем не менее, Джиро делает самолеты и не потому что он полон желания более эффективно убивать людей. Джиро делает самолеты, потому что он любит самолеты.
Бездушно ли с его стороны делать самолеты, зная что они убьют людей? Джиро вероятно отрешает себя от этого - посреди фильма он спрашивает у своего приятеля, "с кем они сейчас воюют?", подразумевая военных, заказчиков, как-будто они в каком-то паралельном мире. Он не высказывает никаких ярких эмоций относительно мин и орудий что нужно будет подвесить на самолеты, кроме комментария что прячущееся шасси что он придумал нельзя сделать на разрабатываемом самолете потому что это прибавит вес ("сделаем в следующий раз, когда не надо будет подвешивать мины"). Бездушен ли он, или он просто закрыл дверь на мысли о последствиях, чтобы оставаться в своем уме - кто знает.

И пытается ли Миядзаки показать что Джиро был прав? Безусловно, Джиро показан как очень милый, добрый молодой человек, что делает его человеком, а не антихристом ваяющим орудия убийств, однако все что окружает Джиро на протяжении всего фильма, будь то в реальности, или в его голове, это то как падают самолеты. Самолеты падают и ломаются в этом фильме больше времени чем летают, они падают, падают и падают. Разваливаются на куски, лежат, как трупы, раскареженные на части. И единственный раз когда самолет Джиро впервые не упал - он даже не видит посадку, потому что в этот момент "умирает" его жена. Его жизнь не такая уж счастливая, у Джиро. Кто-то может сказать что это ему расплата за эгоистичное следование мечте. Что его умирающая жена - символ того как Джиро, следуя своей мечте, теряет нечто более ценное.

В любом случае, да, у каждого право на свое мнение относительно поступков Джиро.

Но даже со всем этим багажом, как можно сказать что этот фильм плох?
В Kaze Tachinu, даже не питая симпатий к Джиро, нельзя сказать нет тому что Миядзаки гений
То, как он дает каждому персонажу свои ужимки, тики и даже походку, делая их понастоящему живыми. Как приятель Джиро в одной сцене безустанно подрыгивает ногой под столом, как Джиро делает 101 лишнее движение когда пытается повесить шляпу на кручок и тут же подпрыгивает и оборачивается когда ему велят представить себя, то как волосы его начальника подпрыгивают когда он идет, то как сложно прорисованы движения рук и тела Джиро когда он чертит... в этом фильме столько "лишних" движений и кадров без которых другие анимационные студии бы мало того что обошлись, о которых они даже бы не подумали. А так же сцены, боже, сцены в этом фильме которые хватают тебя за душу - как жутко но и не гротескно было изображено землятресение; как джиро переходит из мира воображения в мир реальности и обратно представляя себе всевозможные исходы работы сочленений и механизмов; как джиро получает звонок о состоянии здоровья Наоко и дочерчивает схемы на коленях, в поезде, заливая их слезами; их свадьба; как Наоко просит его придвинутся поближе чтобы она могла держать его за руку пока он чертит - если эта сцена не вывернула вам душу наружу, я просто не знаю. Или эта, пожалуй, одна из самых потрясающих сцен в этом фильме - то как Джиро следит за запуском своего первого самолета и зритель рад за его успех, только чтобы двумя сценами позже джиро пришел домой, вспоминая запуск, и ты видишь чем на самом деле все кончилось - как самолет падает, падает, разваливаясь на куски; как джиро стоит над грудой деталей.

Нет, этот фильм.
Серьезно, этот фильм.
Он не пытался оправдать бомбандировщики, не пытался показать японцев белыми и пушистыми, не ставил своей целью скрасить ужас войны. Мне кажется, что этот фильм пытался показать что война может взять стремления и мечты даже самых милых и пацифичных людей и сделать из них орудия убийства и уничтожения. Плюс, это очень красивый, душераздирающий фильм, с рядом душераздирающе трогательных сцен от которых хочется завернуться в одеяло и рыдать сто лет.

и то что все звуки что издают самолеты были сделаны голосами?
при первом просмотре, даже не смотря на то что Кристина сказала мне об этом пару раз, я вообще этого не заметила, настолько реалистичны все звуки
я смогла услышать то что это голоса только после нашего посещения гибли музея где мы посмотрели короткометражку с более очевидной голосовой озвучкой.

и все кто недоволен озвучкой Анно, пусть идут в лес, потому что он был БЕСПОДОБЕН.



это все. ой, а оскар то через 6 минут начинается. И я 4 часа как должна была лечь спать.
что я делаю.